Понятие «время» в английском языке

Когда мы начинаем изучать времена в английском языке, возникает много сложностей и вопросов. Мы зубрим правила, а при этом все равно остается ощущение, что используем не то «время», которое должны, и продолжаем сомневаться. На самом деле надо просто понимать, что ты хочешь выразить, какую информацию донести до собеседника. Язык – это очень подвижная система, в которой не всегда строго соблюдаются все правила и каноны. Иногда мы нарочно нарушаем их и говорим с ошибками, и делаем это не от того, что такие безграмотные, а чтобы привлечь больше внимания или просто для того, чтобы посмешить кого-то. Например, можно сказать: «Не тудЫ я пошел», - вместо «туда», хотя мы изначально знаем как правильно.

Важно понимать, какую цель ты преследуешь, используя то или иное «время».

Очень важно понимать самое понятие «времени». Когда учитель спрашивает ученика, какое здесь время, самым распространенным ответом будет «настоящее» или «прошедшее». Но этого недостаточно. Дело в том, что путаница с временами возникает не тогда, когда мы определяем вчера или сегодня произошло действие, или будет ли оно завтра; это мы понимаем, основная загвоздка заключается в том, что мы зачастую не можем определить характер действия, т.е. как оно происходит.

По своему характеру действие может быть длительным (сижу), периодическим (посиживаю) или результативным (сел, т.е. сейчас нахожусь на стуле).

В английском языке есть 4 времени или группы времен, которые имеют определенный характер действия. Давайте рассмотрим, как каждая группа работает. Перед тем, как приступить к самим правилам, сразу оговорюсь, что их очень много: есть те, по которым мы говорим в повседневной речи и практически о них не задумываемся, и есть те, которые нам приходится с усилием вспоминать из-за редкости их использования.

Группа Simple

группа английских времен Simple

Самая первая и наиболее простая в употреблении группа времен — Simple. Давайте с нее и начем и будем разбираться, когда использовать это время и при каких условиях.

Условие Пример Комментарии
1. Действие происходит периодически Я хожу в школу. Характер данного действия является постоянным и происходит из раза в раз.
2. Факт, который нельзя изменить Зимой холодно. Речь о вещах и явлениях, которые нас окружают, и в которых мы просто живем.
3. При перечислении действий, когда одно происходит за другим Я зашел, снял ботинки, прошел в комнату. Явным образом прослеживается логическая цепочка событий.
4. Действие происходит по расписанию Автобус отправляется в пять часов. Все события происходят строго по предустановленному графику.

Первые три пункта являются наиболее используемыми в данной группе времен и могут относиться к прошлому (Past), настоящему (Present) и будущему (Future). Это легко прослеживается на уже знакомом примере: «Зимой холодно».

  • «Зимой было холодно».
  • «Зимой холодно».
  • «Зимой будет холодно».

От того, когда происходило действие, не зависит его характер. А если не зависит, то значит мы принимаем это как данность или факт и используем группу времен Simple.

Группа Сontinuous

группа английских времен Continuous

Группа времен Сontinuous используется реже, чем Simple и имеет ряд своих особенностей, о которых мы сейчас поговорим.

Условие Пример Комментарии
1. Действие происходит в определенный момент Я иду в школу. Всегда будет что-то, что определит этот момент и покажет процесс, а не однократное действие. Это может быть указание времени, либо сама ситуация, либо предложение или фраза из другой группы времен.
2. Действие происходит в определенном отрезке времени, который имеет начало и конец Я строю дом. Действие происходит в отрезок времени, который имеет начало (когда дом начали строить) и окончание (когда дом закончат строить).
3. Одно действие происходит на фоне другого Я зашел, а ты читаешь. Тут пересекаются две группы времен, по-другому нельзя, так как одно действие имеет однократный характер и показывает точку на «прямой» времени (Simple), а второе - имеет характер процесса (Continuous).
4. При эмоциональной окраске речи Ты постоянно не делаешь домашнее задание! Человек испытывает сильные негативные или положительные эмоции и хочет выразить это в речи, не ограничиваясь лишь интонацией и жестами.
5. Заранее запланированное действие, которое, скорее всего, сбудется Завтра я еду к бабушке. Явным образом говорим о своих планах и запланированных намерениях.
6. Не используется с глаголами чувственного восприятия мира Я слышу тебя, но не вижу. К таковым относятся глаголы чувственного восприятия (любить, нравиться, ненавидеть) и действия, которые осуществляются посредством органов чувств (видеть, слышать, осязать) и т.д. Эти глаголы демонстрируют длительность сами по себе - мы же слышим, видим и осязаем постоянно. Так зачем делать длительными глаголы, которые и так показывают процесс? Поэтому их и отнесли к группе Simple.

Примечания

Первые два пункта похожи, разница лишь в том, что в первом действие происходит в данный момент говорения, а второе необязательно относится к речи как таковой и просто указывает на процесс.

Четвертый пункт встречается реже и вызывает определенные затруднения, ведь для данного действия характерны и периодичность (характеристика Simple), и недовольство (Continuous). Тут у учеников возникает вопрос, какое же время использовать? Дело в том, что в речи, при определенной ситуации (например, мама ругает сына за невыученное задание), негатив будет явно виден, и мы должны будем его выразить через Continuous. Вопрос о времени возникает, когда мы выполняем письменные тесты и начинаем сомневаться в правильности ответа, так как ситуацию в реальности мы не видим. Тут уже необходимо искать подсказки, которые оставил составитель теста. В их роли могут выступать: знаки восклицания «!», слова с эмоциональной окраской «постоянно», «всегда» и т.д., через которые автор передает необходимую эмоцию.

Группа Perfect

группа английских времен Perfect

Группа времен Perfect демонстрирует совершенное (свершившееся) действие, которое произошло не в прошлом, а в настоящем. Часто Perfect путают с Past Simple, поскольку в русском языке такие глаголы строятся с помощью словоизменительного суффикса «л». Возьмем для примера фразу: «Я прочитал книгу». Чтобы понять, какое время использовать, нужно определить контекст или ситуацию, когда это действие произошло. Если человек рассказывает историю про то, как он пошел в магазин, купил книгу и прочитал ее, т.е. отсылается к прошлому, то такой монолог будет вестись в Past Simple. А вот в ситуации, где мама заходит в комнату сына и спрашивает, выучил ли тот уроки, прочитал ли книгу, которую ему задали, то здесь уже будет использоваться Perfect, так как ее слова привязаны к настоящему моменту.

Условие Пример Комментарии
1. Совершенное действие, которое имеет результат Я повторил эти слова уже пять раз. Важно уделять внимание словам-подсказкам: еще, уже, еще не и т.д.
2. Указание незаконченного периода времени Я прочитал газету сегодня. Слово «сегодня» показывает незаконченный период, который еще длится. А вот если нам скажут «2 или 3 часа назад», то мы уже понимаем, что период прошел.
3. Указание места В этом доме сломался лифт. Указание на этот дом подсказывает нам, что говорящий, скорее всего, ведет беседу в настоящем времени. Как результат - лифт не работает.
4. Описание жизненного опыта глаголами чувственного восприятия Я знаю его уже пять лет. Явно описывается событие, которое началось когда-то в прошлом, все еще продолжается и имеет результат в настоящем в виде связей с этим человеком.

Группа Perfect Continuous

Группа времен Perfect Continuous описывает действие, которое началось в прошлом, на момент говорения имеет результат в настоящем и будет сохранять свое состояние в будущем. При этом не используются глаголы чувственного восприятия, о которых я рассказывала выше. Так, фраза: «Я читаю эту книгу уже несколько дней», — говорит нам о том, что автор начал читать книгу в какой-то момент в прошлом, читает ее до сих пор и еще ее не дочитал, т.е. продолжает читать.

Это основная характеристика этого времени. Так как это группа времен используется редко, то и делать таблицу назачем. Хочу лишь заметить, что бывают случаи, когда действие не продолжается, а вот только-только закончилось. Например: «Входи, я искал тебя!». Из фразы видим, что действие закончилось как раз в тот момент, когда я ее произнес, так как я уже нашел человека. Такая ситуация чаще всего встречается в диалогах.

В качестве резюме

Надеюсь, что данной статьей я смогла донести до вас понятие «время» в английском языке, и вы смогли разобраться в основных случаях употребления описанных мною групп. Если копать глубже, то можно найти еще больше частных случаев, но в речи вы их едва встретите. В следующей статье я постараюсь подробно разобрать основные схемы составления утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений во всех 4 группах времен.

Автор: Кренделева Лия.

Похожие статьи :

Комментарии ()

  1. Безразницы # 0
    Почему в примерах, где указываются условия использования времён, не приведены предложения на английском языке?
    1. Андрей # 0
      Автор в данной статье лишь вводила понятие времени в языке и старалась упростить подачу, насколько это возможно. Позже на сайте появятся статьи по каждому времени отдельно с англоязычными примерами по каждому условию.