Английский язык для взрослых и пожилых

Для людей старшего и преклонного возраста изучение английского больше связано с психологическими трудностями. Все как один говорят, что когда-то изучали иностранный язык в школе, но общаться на нем так и не научились; кто-то испытывает, как ему кажется, проблемы с памятью, у кого-то просто нет времени. Но все без исключения хотели бы овладеть иностранным языком, причем у каждого найдется своя причина, почему он хотел бы знать английский.

Основные причины, почему взрослые учат английский

Обучая взрослые группы, я слышу разные ответы на вопрос: «А в чем же цель изучения?». Первое место в рейтинге наиболее актуальных аргументов в пользу английского разделяют между собой: «нужно для работы» и «нужно для путешествий».

Английский язык – язык международного общения. Давно уже не секрет, что это ключ к успешному продвижению в карьере и «беспроблемному» общению в любой стране. На нем говорят, конечно, не все люди планеты, но «жесты плюс пара английских слов» - это уже формула взаимопонимания.

Но, если английского на работе не требуют? А путешествовать удается не так часто? Неужели язык становится бесполезным? А вот и нет!

Изучая английский, вы сможете:

  • По умолчанию быть более востребованным на рынке труда. В нынешних реалиях это даже не обсуждается.
  • Быть готовым к абсолютно любым ситуациям общения в чужой стране.
  • Понимать песни на английском языке.
  • Смотреть фильмы и сериалы в оригинале и быть в курсе новинок, лишь только анонсированных в России.
  • Читать книги и статьи в оригинале, которые еще не перевели, а возможно и не переведут вовсе. Как бонус – прочувствуете стиль автора без призмы переводчика.

И это далеко не весь список в пользу изучения языка. Взвесив все «за» и «против», вы подбираетесь к следующему вопросу, который для многих является барьером на пути к учебе.

А не поздно ли учиться?

бабушка на уроке английского

Отставим в сторону разговоры про внутреннее ощущение себя и шуточки в стиле «мне 18 и 600 месяцев». Посмотрим, что говорят ученые.

Возрастная периодизация опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Она была принята на симпозиуме в Ленинграде в 1962 году и Международном семинаре по проблемам геронтологии Всемирной Организации Здравоохранения в Киеве в 1963 году. В настоящее время действуют следующие условные периоды жизни взрослого человека:

Период Возрастная группа
Юношеский период 17 — 21 год
Зрелый возраст (1 период) 21 — 35 лет
Зрелый возраст (2 период) 35 — 60 лет
Пожилой возраст 75 — 90 лет
Долгожители 90 лет и более

Таким образом, определение «взрослый человек», в психофизическом смысле, применимо к людям от 21 до 90 и более лет.

Действительно ли память уже не та?

Среди взрослых бытует мнение о том, что учиться надо только в детстве, отрочестве и юности. И это совершенно не так. У детей сильно развита краткосрочная память. У взрослых, напротив, долгосрочная. Идея разделения памяти на кратковременную и долговременную датируется еще 19 веком. Но общепринятой моделью является та, что предложили Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин в 1950-х годах.

Краткосрочная или кратковременная память хранит информацию в течение короткого промежутка времени. В такой памяти сохраняется не полный изучаемый материал, а обобщенный образ, лишь наиболее важные элементы, которые привлекают к себе повышенное внимание человека.

Долгосрочная или долговременная память хранит информацию практически неограниченный срок. Изучаемый материал, который попал в долговременное «хранилище», может воспроизводиться сколько угодно раз и в любое время без утраты.

Кратковременная память отвечает за информацию, воспринятую после первого прочтения, объем ее не велик и составляет около 5-9 объектов, а время хранения – от нескольких секунд до минуты. В то время как количество запоминаемой информации и срок ее хранения у долгосрочной памяти выше, чем у краткосрочной. Развитая долгосрочная память дает взрослым плюсы в обобщении полученной информации, анализе структур и схем, в понимании грамматики и т.д.

Плюсы с медицинской и практической точки зрения

На плюсы обучения именно во «взрослом» возрасте можно взглянуть и с медицинско-оздоровительной точки зрения. Проведенные в Торонто исследования показали эффективность изучения нового иностранного языка при профилактике болезни Альцгеймера.

В 2014 году всю страну облетела новость, что пенсионер из Благовещенска в 64 года с нуля выучил английский и китайский, чтобы стать волонтером зимних Игр в Сочи.

Англичанка Мэри Хобсон начала учить русский язык, прочитав роман Толстого «Война и Мир» в 60 лет. Сейчас ей 90, она отлично переводит на английский произведения Александра Сергеевича Пушкина.

И это далеко не все примеры, которые доказывают прописную истину, что при желании все возможно.

ТОП мнимых проблем у взрослых

У меня много работы. А еще дом, семья, дети. На английский времени не хватит.

Действительно, английский занимает достаточное количество времени. Уроки, самостоятельное изучение материалов, а еще и домашнее задание. Но при правильном распределении времени эта проблема не страшна. Возьмите стандартную нагрузку – два занятия в неделю по 60 минут. Не оставляйте выполнение домашнего задания на последний день, а распланируйте таким образом, чтобы уделять ему каждый день по 20-30 минут. Это время найти можно, поверьте мне. В моей практике были неоднократные случаи, когда уроки посещали мамы с двумя-тремя детьми и при этом находили время на учебу и выполнение домашнего задания.

Вряд ли смогу так же хорошо запоминать информацию, как раньше.

Ранее мы писали, что у взрослых превалирует долгосрочная память, что является преимуществом. Если не получится что-то запомнить с первого раза – не страшно. С этим сталкиваются и в подростковом возрасте, и в юности. В дополнение к этому, помните – чем больше будете учить, тем сильнее будет ваша память.

Боюсь выглядеть тупым школьником, все-таки мне уже за 50.

Процесс обучения невозможен без ошибок. Их совершают все: от мала до велика. Сформируйте особое отношение к ошибке – раз уж она произошла, проанализируйте ее, повторите соответствующее теме правило, запишите основные моменты. И помните – на ошибках учатся.

Групповые занятия и их преимущества

пожилые люди в классе английского языка

В процессе обучения прорабатываются основные навыки в изучении иностранного языка: listening (аудирование), reading (чтение), vocabulary (вокабуляр), grammar (грамматика), speaking (говорение). Многие языковые школы в своей программе уделяют большое внимание также и pronunciation (произношение). Вы делаете домашнее задание и проверяете его на уроке с преподавателем.

Форма обучения может быть индивидуальной (занятие направлено только на вас) и групповой (группы учащихся до 10-12 человек). Можно долго воспевать особенности индивидуальной формы, но обратимся же к групповой, понятие о которой часто создает неоднозначное впечатление.

  • Продуктивнее развивается говорение. И это особенно актуально сейчас, когда современные методики преподавания в большей степени направлены именно на развитие данного навыка. Поговорить тет-а-тет с преподавателем, конечно, хорошо, но намного интереснее и эффективнее вести дискуссии и решать коммуникативные задачи с большим количеством людей.
  • Большое разнообразие заданий, которые невозможно провести в системе «преподаватель – студент». А вот в системе «преподаватель – группа студентов» вполне возможно. Создают, к примеру, дискуссионный клуб или коммуникативную игру, направленную на усвоение новой темы. Темы дискуссионных клубов могут быть различные: актуальные новости в мире, хобби, кино, музыка, живопись и т.д. Учащиеся обсуждают эти темы, отвечают на вопросы учителя, ведут дискуссии, узнают новую лексику. Что касается коммуникативной игры, тут также огромный простор выбора. Например, игра на запоминание новой лексики, где учащийся называет короткое предложение с новым словом, а следующий игрок должен повторить предложение и внести что-то свое, и так далее.
  • Занятия идут по расписанию. Оно строгое, что серьезно дисциплинирует.

Какие методики есть

Конечно же двигателем процесса обучения иностранному языку взрослых является методика. Ознакомлю вас с самыми популярными и эффективными.

Коммуникативная методика

Направлена на развитие коммуникативных навыков через призму остальных: аудирования, чтения, грамматики и вокабуляра. Во главу ставится учащийся, который большую часть времени отрабатывает навыки говорения. К примеру, прошли новую тему по грамматике, сделали ряд письменных упражнений, после чего в качестве закрепления материала ученику дается задание, направленное на говорение, с отработкой новой грамматической конструкции.

Фундаментальная методика

Направлена на постепенное развитие всех аспектов изучения языка: аудирования, чтения, грамматики, вокабуляра, говорения через призму родного языка. Ядро занятия составляет учитель. Родной язык выполняет такую же по значимости роль, как и изучаемый. Согласно данной методике на каждую новую лексическую конструкцию или новую грамматическую тему приводят русскоязычные аналоги.

Методика полного погружения

Направлена на изучение иностранного языка без использования родного языка-посредника. Русский язык на уроке отсутствует. Вообще. Стрессовая ситуация является толчком к «впитыванию» языка. Таким образом снимаются психологические и языковые барьеры.

Смешанный тип

Многие языковые школы чередуют коммуникативную методику (русскоязычный преподаватель) и методику полного погружения (урок ведет носитель изучаемого языка). На мой взгляд, это наиболее выигрышная комбинация, которая эффективно проявляет себя при обучении английскому языку взрослых.

Ядром урока является учащийся. Темы, в том числе и грамматические, не даются «на блюдечке», как это было в фундаментальной методике. С помощью несложных наводящих упражнений учащийся приходит к правилу сам, делает необходимый анализ и выводы.

Учитель выступает в роли проводника, который направляет обучающегося и дает дополнительную информацию. Русскоязычный преподаватель, используя иногда русский язык, контролирует восприятие материала учащимся, в то время как носитель языка обеспечивает полное погружение в изучаемый язык, не используя русский, что стремительно «разбалтывает» учащегося и снимает у него языковой барьер.

Выбор учителя

Обучение английскому языку – это всегда двусторонний процесс. Если вы готовы к изучению, у вас есть желание и мотивация, то важно правильно выбрать учителя. Большинство школ английского языка дают первое пробное бесплатное занятие. Оно и раскроет вам компетентность педагога. Итак, на что важно обратить внимание:

  • Образование действующего преподавателя. Не стесняйтесь спросить об этом при записи на пробный урок. Квалифицированный преподаватель должен иметь, как минимум, высшее профильное образование.
  • Наличие международных сертификатов, подтверждающих квалификацию на международном уровне. Поверьте, такие сертификаты нелегко получить. Наличие сертификатов TKT, CELTA, DELTA, ICELT, IDLTM будет являться весомым преимуществом.
  • Опытный преподаватель не ограничивается программой учебника. У опытного учителя «в закромах» всегдай найдется огромное количество дополнительных материалов, будь то видео, аудио, грамматические или лексические упражнения. После каждой пройденной темы учащийся получает дополнительные упражнения.
  • Возраст преподавателя – не показатель. С одной стороны может показаться, что чем старше учитель, тем он опытнее. Но с другой стороны, чем моложе преподаватель, тем больше современных методик, упражнений, приемов и программ он может знать.

А можно ли выучить язык самостоятельно и бесплатно?

Конечно можно, но скорее получится условно бесплатно. Вот, что вы должны сделать на первых порах:

  • Понять, для чего вам нужен язык. Без мотивации – никуда. Не будете знать «зачем», не поймете «как» достичь цели.
  • Найти в своем графике хотя бы час для каждодневных занятий. Почему каждодневных? Потому что, к сожалению, самообразование, без помощи преподавателя, требует больше времени и частоты занятий.
  • Поискать на популярных форумах программы для самостоятельного обучения. И расспросить постояльцев об их эффективности.
  • Найти знакомых, кто знает язык, чтобы те поправляли вас, если что не так. На волонтерство согласятся немногие, поэтому, скорее всего, придется брать уроки репетитора, который вас просто будет вести, либо бесплатно консультироваться на тех же форумах. Существуют также онлайн ресурсы взаимообучения, где вы, как носитель русского языка, помогаете с русским, а вам – с английским. Посмотрите на: livemocha.com, sharedtalk.com, mylanguageexchange.com и т.д.
  • Протестироваться онлайн, либо офлайн на получение сертификатов. Помните, что от таких тестов вы получите не полный и не совсем точный результат. Он будет лишь приближен к правде. Для полноты картины запишитесь на вторую часть тестирования – устную, с преподавателем. Такую услугу предоставляют многие языковые школы, и зачастую она также бесплатна.

Сколько нужно времени, чтобы свободно говорить на английском?

Ответ на этот вопрос можно свести к простой формуле, состоящей из следующих компонентов:

  1. Интенсивность курса. Иными словами, сколько раз в неделю вы посещаете уроки английского языка. Два раза в неделю – золотой стандарт. Три и более – интенсивный курс. Один урок в неделю – наименее интенсивный курс, принимая который, учащийся берет ответственность компенсировать второй урок самообразованием.
  2. Компетентность преподавателя. Помимо основного критерия - наличия высшего педагогического образования - большой опыт работы, а также наличие сертификатов будут преимуществом.
  3. Выполнение домашней работы и самообразование в перерыве между занятиями. Важно помнить, что изучение английского языка – это двусторонний процесс. Нельзя полагаться только на учителя и думать, что уроков будет достаточно. Полученную информацию нужно закрепить и отработать. Тогда и будет результат.
  4. Желание и мотивация. Чем выше эти критерии, тем больше ваша продуктивность.

А теперь поставьте каждому пункту индивидуальные оценки от 0 до 5. Такой простой расчет поможет понять, над чем работать, чтобы эффективность обучения достигла максимума. Не ведитесь на псевдо-курсы по изучению английского за 1 неделю или месяц. Чтобы достичь значимых результатов, придется потратить на обучение от полугода.

И в заключение

Жизнь современного взрослого человека кипит в бешеном темпе. Распределение своего времени в течение дня считается навыком, которому учат умные книги, курсы, бизнес-тренеры. Если вы задумались над тем, чтобы встать на путь изучения английского языка, взрастите в себе мотивацию к этому. Вслед за ней автоматически появится желание. Желание поможет найти время. Эта бесхитростная цепочка и есть фундамент личностного прогресса.

Автор: Гаврилина Мария.

Похожие статьи :

Комментарии ()